spot_img
16 апреля, 2024
ДомойИнтервью«Работа в Microsoft - это беспрерывный процесс обучения»

«Работа в Microsoft — это беспрерывный процесс обучения»

Сархан Гашимов начал свою трудовую деятельность в сфере информационных технологий 13 лет назад и смог построить карьеру, проработав в крупных международных компаниях, таких как HP, Oracle и SAP. Последние два года Сархан занимает позицию Генерального директора Microsoft Azerbaijan. О том, какие планы ставит перед собой корпорация в Азербайджане, как строится взаимодействие с государственным и частным секторами, меняется ли отношение к пиратству в стране, а также о том, какую роль в этих процессах играют шахматы, читайте в нашем интервью с главой локального офиса всемирно известного разработчика программных продуктов и решений.

— Завершился еще один тяжелый для многих IT-компаний год. Какие настроения преобладают в Microsoft Azerbaijan?

— Я думаю, что практически для всех нас 2017 год был не столько трудным, сколько интересным. Многие привыкли работать в комфортных условиях. Не верю, что человек способен развиваться, оставаясь при этом в зоне комфорта. Что-то надо менять и, возможно, этот момент истины сейчас мы наблюдаем в Азербайджане. Наконец наступил тот период, когда можно проявить свою креативность при разработке интересных проектов, которые от нас требует рынок. Поэтому мне очень интересно наблюдать за процессами, которые происходят в коммерческом секторе страны.

Ваши читатели прекрасно знакомы со списком тех профессий, которые будут в приоритете к 2020 году. И практически все из них потребуют креативного мышления. Кому-то придется переквалифицироваться, что-то изменить в себе. Так что это был хороший год в плане возможностей, в плане переосмысления ценностей, а может быть и в смене курса. Если оперировать терминами Формулы 1, то я назвал бы его пит-стопом для анализа и построения новых планов. Очень рад, что мы с командой смогли это сделать. Например, в 2016 году на Bakutel мы представили наш новый Национальный план по Азербайджану, разработанный в соответствии с Концепцией развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее». Доработали его после того, как Президентом Азербайджана была подписана «Стратегическая дорожная карта национальной экономики и основных секторов экономики». Свое будущее в Азербайджане Microsoft видит именно в связке с этими документами.

Для многих оставалось тайной, что делает корпорация в Азербайджане, куда стремится. Теперь людям понятно, что мы работаем в тех же трех основных направлениях, в которых планирует развиваться государство: развитие ненефтяного сектора, оптимизация расходов и трансформация образования. Последнее направление вообще является мировым трендом. Многие страны пришли к выводу, что высшее образование должно быть максимально связано с бизнесом. В текущих реалиях они просто не могут сосуществовать отдельно. Университеты должны стать поставщиками экспертов и опытных менеджеров.

— Но ведь какие-то образовательные программы, организованные зарубежными вендорами и даже локальными компаниями, на протяжении последних лет существуют в наших вузах. Трансформация затронет и их?

— Таких программ много и Microsoft в них также участвует. Но речь идет не о продуктах, которые мы предоставляем студентам. Это является одним из приоритетных направлений Microsoft, и мы всегда поддерживаем образовательный сектор как в Азербайджане, так и в других странах. В данном случае речь заходит о создании базы на основе анализа востребованных профессий и того, чему сейчас учат студентов в вузах страны. Эта база должна быть тщательно проанализирована с экономической точки зрения. Необходимо понять, достаточно ли экспертов или специалистов в той или иной сфере после окончания вузов будет готово к реальной работе.

— Сейчас жизненный цикл профессий становится меньше, значит эта база должна будет постоянно корректироваться?

— Поэтому речь идет о навыках, а не просто об образовании. Подготовка к учебе в вузе начинается еще в школе, где каждый ребенок должен получить хоть какое-то представление о том, куда он планирует направиться дальше и в каком виде эта профессия сейчас существует. Ближе к концу образовательного процесса уже должно прийти решение, в какой индустрии и что он хотел бы сделать. Для этого и нужна база с анализом тех навыков, в которых бизнес нуждается на текущий момент. Это сложная задача и только объединив усилия Министерства образования, школ и вузов, крупных международных корпораций и локального бизнеса мы сможем добиться успехов.

Уже сейчас в Азербайджане есть ряд университетов, с которыми этот процесс осуществляется. И мы чувствуем огромную заинтересованность в вопросах сотрудничества именно с Microsoft. Кстати, с одним из примеров нашего сотрудничества с вузами вы могли познакомиться на выставке Bakutel 2017 прямо на нашем стенде в секторе, посвященном локальным стартапам. Это было решение GRP для образовательных учреждений, разработанное студентами Азербайджанского Государственного Университета Нефти и Промышленности.

— Кстати, многие считают, что стартапы тоже имеют свой жизненный цикл…

— Здесь мы можем взять на себя ответственность и посоветовать молодежи, которая в Азербайджане занимается стартапами, смотреть не только на глобальный рынок. Возможно, что лучше было бы обратить внимание на локальный рынок и попытаться решить его задачи в первую очередь. Ведь когда стартап пытается выйти на глобальный рынок, первый вопрос, который возникает у инвесторов: «Где это уже нашло применение?». Идея без реализации, пусть даже на небольшом локальном рынке, не найдет продолжения и сможет жить лишь за счет микроинвестиций, а на каком-то этапе и вовсе надоест. Поэтому, если мы говорим о том, что какой-то стартап сразу выстрелил, поверьте, есть смысл связать его вначале с локальным бизнесом. Мы же поддержим подобный стартап и технологиями, и приглашениями на свои мероприятия, как, например, Imagine Cup, в рамках которых проходят встречи с потенциальными инвесторами. Собственно, с одним из таких инвесторов сейчас работает команда стартапа Spinal, чей проект стал победителем Imagine Cup в 2015 году.

— Как обстоят дела с вопросами защиты авторских прав? Срок действия моратория на проверки предпринимательской деятельности в Азербайджане продлен до 2021 года. Не значит ли это, что вы лишились инструмента, позволявшего выявлять в компаниях случаи недобросовестного отношения к интеллектуальной собственности?

— Уровень распространения пиратского ПО в Азербайджане в 2015 году составил 84%. В настоящее время IDC по заказу ассоциации производителей программного обеспечения BSA готовит очередное исследование рынка ПО, и отчет будет готов в ближайшее время. Мы же считаем, что в тесном сотрудничестве с государственными службами можно добиться гораздо большего успеха, но параллельно должны совместно с партнерами вести активную работу, направленную на повышение уровня образования населения в подобных вопросах. Люди должны понимать, почему интеллектуальная собственность стоит денег, почему за это надо платить. Но сначала надо понять, что IT-бизнес состоит не только из hardware, а из software также. Программное обеспечение не обязательно приходит в рамках приобретения компьютера или ноутбука и не позиционируется по принципу «все включено».

Безусловно, есть пользователи, которые прекрасно понимают, что занимаются кражей. Как бы мне было неприятно употреблять это слово, но по-другому тут сложно выразиться. Они это делают намеренно и такими людьми занимаются специальные службы вне Microsoft. Наша задача — выстраивание отношений для сотрудничества, и мы видим определенный прогресс в плане понимания, как подобное отношение к интеллектуальной собственности и авторским правам влияет на международные рейтинги, на имидж страны, а также на потенциальное настроение инвесторов, которые могли бы заинтересоваться выходом на азербайджанский рынок.

— Как вы охарактеризуете отношения с государственными организациями? И как реализуется Соглашение о мерах для использования лицензированного программного обеспечения, подписанное между Азербайджаном и Microsoft, в соответствии с которым все государственные организации, подпадающие под его действие, должны использовать исключительно программное обеспечение, имеющее официальную лицензию?

— На эту тему ведутся переговоры. Конечно, девальвация маната очень сильно повлияла не столько на их ход, как на скорость, но нам очень приятно, что руководство страны понимает необходимость подобных действий. Мы надеемся, что в скором времени Азербайджан вновь подпишет лицензионное соглашение с Microsoft, в рамках которого страна сможет получить массу преимуществ с нашей стороны. Соглашение, которое было подписано в 2011 году, носило поэтапный характер, и можно с уверенностью сказать, что его первый этап успешно пройден. В соответствии с Соглашением была лицензирована часть компьютерного парка, находящаяся в пользовании предприятий государственного сектора. Какие-то ведомства сегодня полностью работают с лицензионным программным обеспечением Microsoft. Также были переданы лицензии организациям, у которых на тот момент их не хватало по объективным причинам. Ожидаем, что в рамках реализации последующих этапов Соглашения мы сможем добиться максимального результата.

— На фоне этих переговоров вы также продолжаете работу с отдельно взятыми предприятиями не только государственного, но и частного секторов?

— Безусловно! Например, в 2016 году между Microsoft Azerbaijan и ИВЦ Министерства транспорта, связи и высоких технологий Азербайджанской Республики был подписан контракт, предусматривающий создание Public Key Infrastructure для применения электронной подписи в удостоверениях личности нового поколения, а на Bakutel 2017 был подписан меморандум о взаимопонимании с ООО AzInTelecom Министерства транспорта, связи и высоких технологий. Мы открыты к сотрудничеству со всеми азербайджанскими компаниями и на сегодняшний день ведем переговоры с рядом из них. Вижу большой потенциал в этих вопросах не только в нашей стране. В конце прошлого года я был назначен членом правления Microsoft CIS, что расширило мои задачи по развитию бизнеса Microsoft на такие страны, как Туркменистан и Таджикистан. Тема лицензирования становится интересной везде, но Microsoft не занимается исключительно такими проектами. Речь идет о том, чтобы подготовить страны к новым реалиям, к цифровой трансформации. Переход к цифровой экономике неизбежен и, возможно, что в какой-то стране он произойдет раньше в зависимости от уровня развития. Но это новые реалии, которые принесут очень много изменений в жизнь граждан. Так что в приоритете у Microsoft продвижение таких тем, как облачные технологии на базе нашего продукта Azure, Big Data, аналитика данных и т.д. Большая часть готовых продуктов, базирующихся на этих технологиях, предлагается также нашими партнерами. Сегодня, например, совместно с одним из партнеров мы ведем в Азербайджане очень интересный проект, связанный с Интернетом вещей и подготовкой рынка к новым реалиям. Его деталями мы поделимся уже в первом полугодии 2018 года.

— Многие разработчики ПО сегодня идут по пути уменьшения совокупной стоимости пользования своими продуктами. Не отстает от трендов и Microsoft, чей продукт Office 365, распространяемый по подписке, известен многим пользователям. В прошлом году вы предоставили возможность подписки и на Windows 10 S, известной также как Windows 10 Cloud. Как этот процесс влияет на приобщение пользователей к лицензионному программному обеспечению?

— В целом мы наблюдаем тенденцию, что пользователям удобнее платить ежемесячно и получать подписку на те продукты, которые можно было бы приобрести сразу единым пакетом. И такие процессы сегодня свойственны не только Microsoft. Это, естественно, дает преимущество пользователям, которые не хотят платить за тот функционал, который им не нужен. Кроме того, подписку можно оформить на один месяц в случае необходимости. И такие изменения в целом были предсказуемы, так как рынок оптимизируется. Чем больше будут меняться требования пользователя, тем больше подобных услуг будет предоставляться вендорами ПО на рынке в будущем.

— Теперь «больной» вопрос, который мы пытаемся задать в интервью практически со всеми представителями Microsoft. Когда на нашем рынке будут официально доступны продукты вашего hardware-подразделения?

— К моему большому сожалению, Азербайджан не является страной, куда официально поставляются Surface и Xbox. Даже в Россию осуществляются официальные поставки только нашей игровой приставки. Для разрешения этого вопроса мы прикладываем массу усилий, разрабатывая модель, благодаря которой эти устройства смогли бы появиться на нашем рынке по официальным каналам. Коллеги из Microsoft, принявшие участие в прошедшем в Баку в конце прошлого года мероприятии Microsoft Device Day, видели потенциал страны и интерес пользователей к нашим продуктам, поэтому, я надеюсь, что ситуация разрешится в ближайшее время.

— В 2017 году Microsoft Azerbaijan провел ряд интересных мероприятий для специализированных направлений. В их число вошли тренинги для представителей HR- и маркетинговых подразделений компаний, работников образования и здравоохранения. Отдачи от подобных мероприятий больше, чем от крупных конференций, не позволяющих сконцентрироваться на каком-то направлении?

— Ряд этих семинаров дал огромную отдачу, которой, возможно, мы даже сами не ожидали. Кто-то из участников этих семинаров вообще не предполагал, что Microsoft так много делает для их индустрии. Не исключаю, что подобные мероприятия надо было начать проводить раньше, потому что порой чувствовался скептицизм некоторых гостей. Работа в этом направлении будет продолжена и в 2018 году, а одним из приоритетных направлений я бы хотел назвать медицинский сектор. Тем более что с вопросами реализации технологий Microsoft на примере использования гарнитуры дополненной реальности Hololens в хирургической практике профессора Чингиза Рагимова вы могли ознакомиться на Bakutel 2017. Кстати, решения Microsoft актуальны и в агропромышленном секторе, и в сегменте образования. Например, Minecraft Education Edition, рассказать о котором на выставке мне посоветовал 9-летний сын. Учителям будет очень интересно использовать притягательную силу игры в образовательных целях. Возможно, что тестовый проект на базе Minecraft Education Edition появится в какой-то из бакинских школ уже в 2018 году.

— Что еще вы ждете от 2018 года?

— Я верю в успех, потому что видны намерения многих компаний по цифровизации своего бизнеса. Microsoft чувствует себя достаточно комфортно на этом рынке и нам есть что предложить пользователям, компаниям и государству в решении вопросов цифровой трансформации. Есть достаточно хорошие предпосылки для того, чтобы 2018 год стал переломным, ведь у нас было целых два года, чтобы переосмыслить подходы к работе и приступить к реализации новых проектов. Также мы постараемся сфокусироваться не только на общем рынке, но и на отдельных его сегментах.

У нас очень хорошая команда, которая растет в зависимости от исполняемых задач. Мне очень нравится, что команда остается в прекрасном настроении. Бывают, конечно, эмоциональные моменты, но общий уровень вовлеченности никогда еще у нас не менялся. Мы также тесно общаемся со всеми бывшими сотрудниками и стараемся осуществлять с ними не менее креативные идеи.

— Какие рекомендации вы хотели бы дать нашим компаниям по правилам ведения бизнеса? Есть моменты, которые препятствуют созданию нормальных взаимоотношений?

— Хотелось бы, чтобы решения принимались в разы быстрее. Либо проект реализуется, либо нет. Нельзя заниматься его обсуждением долгие годы. На такие обсуждения тратятся ресурсы и время, а все это стоит денег. Мы живем в эпоху, когда стратегические решения необходимо принимать в кратчайшие сроки. Конкуренция ужесточается, и пока вы будете затягивать переговоры, кто-то реализует ваши намерения быстрее и станет лидером на рынке. Это мое первое пожелание. В области защиты и уважения к интеллектуальному праву я очень надеюсь, что мы начнем решать эти вопросы в партнерстве с локальными компаниями, без привлечения третьей стороны. У Microsoft в этой связи есть достаточно гибкие предложения и нам достаточно увидеть ваши намерения. После этого можно сесть за стол переговоров и договориться о том, как справиться с данной проблемой совместно. Мы очень сильно заинтересованы в том, чтобы помогать заказчикам в достижении их целей, и быть рядом с ними в качестве партнера, а не регулирующего органа.

— Ваше увлечение шахматами помогает при проведении таких переговоров?

— Наверное, шахматы сформировали характер, научили побеждать, а когда проиграл, понимать, что это всего лишь партия и можно начать новую. Если это проигранный турнир, то подготовиться лучше и на новый турнир пойти уже с новыми ожиданиями.

— Предыдущий опыт работы с другими вендорами — это были поражения или просто разные турниры?

— Это были разные турниры с разными игроками, где каждый из них мне помогал по-своему. То, что я сегодня работаю в Microsoft, можно скорее всего назвать совокупностью того опыта, который я приобрел за все эти годы. Кстати, это очень хорошая школа, и может быть поэтому в IT-секторе Азербайджана много шахматистов (улыбается).

-В ноябре 2017 года вы выступали за команду Microsoft Europe на шахматном чемпионате во Франции. Как прошли соревнования?

— Это был первый чемпионат Европы среди корпораций, который был организован Европейским шахматным союзом. И команда Microsoft Europe была одним из участников. Кроме меня команду представляла еще одна азербайджанская шахматистка — международный гроссмейстер и чемпион мира Илаха Кадимова. Вместе с нами также играли представители Microsoft из Дании, Польши, Греции и Франции. По итогам соревнований мы заняли почетное место в первой десятке команд. Результат можно считать достаточно успешным, особенно на фоне того, что в турнире приняло участие больше 50 команд и многим из них Европейский шахматный союз позволил приглашать профессионалов со стороны. Мы же все играли своими силами.

— Мы достаточно много поговорили об образовании и участии Microsoft в проектах, связанных с этим сектором. А кто-то из ваших сотрудников сам является преподавателем или продолжает собственное образование?

— Предложения о том, чтобы стать преподавателем в каком-либо вузе поступают постоянно нашим сотрудникам и мне. Например, такая возможность сейчас обсуждается с Университетом ADA. Мы также участвуем в различных мероприятиях, проводимых с участием студентов в азербайджанских вузах. Что же касается второго вопроса, то сама работа в Microsoft — это беспрерывный процесс обучения.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

12,052ФанатыМне нравится
1,022ЧитателиЧитать
3,086ЧитателиЧитать
711ПодписчикиПодписаться
- Реклама -
- Реклама -
- Реклама -