spot_img
29 марта, 2024
ДомойТелекомНовости операторовМобильный номер навсегда: как это будет, если будет?

Мобильный номер навсегда: как это будет, если будет?

Мобильный номер навсегда: как это будет, если будетMNP (Mobile Number Portability — услуга переносимости мобильных номеров) – вполне логичное требование к операторам мобильной связи с целью обеспечить сохранность телефонного номера за абонентом в случае его перехода к другому оператору. Подобные требования к операторам, работающим на территории их юрисдикции, предъявляют, например, Федеральная Комиссия по Связи (FCC) в США, ECC (Electronic Communications Committee) в Евросоюзе и регулирующая организация Ofcom в Великобритании. В 2009 году министерство связи и информационных технологий Азербайджанской Республики также занялось вопросом внедрения MNP и в нашей стране. Были подготовлены соответствующие нормативные документы, проведены детальные обсуждения с операторами и сегодня полным ходом идет подготовка юридической базы. Внедрение MNP запланировано на ближайшее время и поэтому мы решили затронуть этот вопрос, чтобы абонентам сетей наших мобильных операторов стали ясны некоторые нюансы подобного сервиса.

За годы присутствия на рынке персональных средств связи (сотовых телефонов, и их идентификаторов – номеров), мы довольно сильно привыкли к дифференциации операторов по префиксам. В быту порой даже принято называть просто номер, а потом добавлять префикс или называть оператора, чьим абонентом вы являетесь. Долгое время в сетях локальных операторов сотовой связи было всего 2 распространенных префикса, но сегодня их число возросло до 6. В принципе, это и не так уж много, так как в ряде стран только в сети одного оператора бывает до 10 префиксов, что обусловлено числом абонентов в базе. Согласитесь, что дифференциация по префиксам и операторам не столь логична, тем более, что запомнить все префиксы порой сложно. Другое дело, что при смене оператора или в некоторых случаях даже смене тарифа, абоненту в нашей стране приходится менять номер. А выходов, чтобы не растерять людей знающих предыдущий номер, не очень много, да и все они связаны или с дополнительными затратами, или с потерей времени. Можно держать активным старый номер, установив функцию переадресовывания вызовов (при этом платить за пользование услугой, фактически, как за входящий звонок). Также можно обзвонить все контакты из своей адресной книги и сообщить новый номер. А можно и вообще ничего не делать, начав жизнь с чистого листа — ведь новый номер предоставляет перспективу по избавлению от нежелательных старых знакомых, возможность сообщать номер только тем, чей звонок ждешь и т.д. Хоть последний случай скорее и является исключением, в реальности почти все считают смену номера неудобной, а порой и болезненной процедурой. И сегодня растущее число пользователей аппаратов с двумя SIM-картами, а также тот факт, что все больше число людей, носящих по 2-3 сотовых телефона, лишь подтверждает эту тенденцию. Конечно же, основным мотивом для подобных операций является желание сэкономить, так как сотовые операторы стараются завязать как можно больше звонков внутри своей сети. Им это выгодно по двум причинам: не нужно дополнительно платить за кросс-коннект и появляется большее число вариантов для игры с тарифами внутри сети.

Понятие MNP или просто «Переносимость» появилось не вчера и ему уже более 10 лет. Но популярность сервис приобрел именно в XXI веке. Сегодня возможность абоненту «забрать и перенести» свой номер предоставляют многие операторы в США, Европе, ряде стран Юго-Восточной Азии, Индии, Ближнего Востока и Африки. Причем, в ряде регионов эта услуга является не простым сервис в списке других, а именно обязанностью операторов. Где-то услуга стоит денег, где-то она предоставляется на бесплатной основе. В некоторых странах процесс занимает несколько дней и даже недель, в некоторых отнимет у вас всего пару часов. Так, в США перенести номер можно за несколько часов, прямо по интернету и бесплатно. В то же время, например, в Дании этот процесс может затянуться на два месяца и обойтись в 29 датских крон (около 4 евро). В Германии же эта услуга и вовсе дорогая, ведь за сохранение своего номера при смене оператора придется заплатить от 25 до 30 евро в зависимости от направления переноса, при том, что лимит в 30 евро выставлен государством.

<strong>Сколько лет MNP?
Как это ни странно в нашу технологичную эпоху, при том, что упоминания о первом внедрении MNP встречаются в массе источников, нам не удалось однозначно выяснить, когда и как это произошло. Наряду с другими встречаются упоминания о Сингапуре и дате, обозначенной 1997 годом, но достоверно известно лишь то, что начала система работать в Гонконге с 1 марта 1999 года, о чем официально заявлено на сайте OFTA (Управление полномочиями связи — коммуникационный регулятор Гонконга). Следует также отметить, что в 1995 году в Гонконге впервые была применена и так называемая LNP (Local Number Portability — переносимость фиксированных номеров). Что же касается Сингапура, то в 1997 году он ввел частичную переносимость, с трансфером голосовых вызовов и SMS, а полная переносимость была введена в этой стране лишь в 2008 году.

О внедрение MNP в январе 1999 года заявили в Англии, в апреле 1999 года — в Голландии. Об этом сообщается в отчете ECC (Electronic Communications Committee). Кстати из этого же отчета, подготовленного совместно с CEPT (European Conference of Postal and Telecommunications Administrations) можно узнать, что Азербайджан входит в число 46 стран-участников CEPT. Но директивы Евросоюза по обязательному внедрению MNP распространяются только на страны Еврозоны, хотя в соседней Турции услуга была внедрена уже в 2008 году.

Итак, следующим большим шагом стала директива ЕС, принятая в 2002 году, которая обязывала ввести услугу переносимости номеров во всех странах Евросоюза к 2003 году. Директива затрагивает также и вступающие в ЕС государства, но для них предусмотрена отсрочка. В 2003 году MNP окончательно пришла в США, где еще с 1997 года существовала LNP с административным центром в Чикаго, где разместился Центр NPAC (Number Portability Administration Center). В прошлом десятилетии сотовых операторов США обязали войти в единую базу, чтобы абоненты смогли переносить свои номера, как к стационарным операторам, так и к сотовым. С этой целью была применена технология WLNP (Wireless LNP). А в 2007 году в США к переносимости присоединились и VoIP-провайдеры.

Но не во всех крупных странах процесс внедрения MNP проходит без проблем. Так, например, в России история внедрения начинается с 2004 года, когда министерство связи решило внедрить переносимость на федеральном уровне. Были созданы рабочие группы, начали решаться административные и технические проблемы, а также разработаны предложения по административному регламенту. Но политические перестановки отодвинули внедрение услуги на второй план, задержав процесс до 2009 года.

Кстати, услуга MNP действует в соседней Грузии, где на рынке представлены 3 оператора сотовой связи, с февраля 2011 года. Перенос номера осуществляется бесплатно, а при желании абонент может им воспользоваться многократно, но не чаще одного раза в месяц.

<strong>Как это работает?

В современных телефонных сетях сигнальный трафик полностью изолирован от голосового. Сигнальный трафик — это обмен информацией между элементами сети (сетей) о звонке и абонентах. Например, процедура поиска вызываемого абонента и соединения с коммутатором, который его обслуживает, происходит с помощью сигнального трафика, что, таким образом, обеспечивает корректную маршрутизацию голосового канала через промежуточные элементы сети. В свою очередь, сигнальный трафик, используемый для маршрутизации голоса, имеет свои правила и свои собственные маршрутизаторы. В «классической» GSM-сети (без внедренной услуги MNP) таким устройствам приходится постоянно маршрутизировать сигнальные сообщения на правильную абонентскую базу (HLR — Home location register). Это происходит, например, при поиске вызываемого абонента, так как только HLR «знает» его текущее местоположение. Правильный маршрут при этом определяется по статической таблице маршрутизации, в которой для каждой группы номеров указан «адрес» HLR, в котором хранятся данные абонентов с такими номерами телефонов.

С введением MNP эта стройная и предельно ясная картина нарушается. Если абонент с номером 5556677 перешел из сети оператора «А» в сеть оператора «В», то его информация будет находится в одном из HLR оператора «В», и именно туда должны маршрутизироваться сигнальные сообщения «request_current_location» протокола MAP (используемого для передачи «сигнальной» информации о звонке в процессе коммутации: кто звонит, кому звонит, и т.п.). А направит их туда функция SRF (Signalling Relay Function), которая позволяет перенаправлять запросы, касающиеся номеров, перенесенных в сеть другого оператора. SRF должна предоставлять возможность определить, для каких номеров следует делать перенаправление маршрутизации (для этого нужна база таких номеров). Также на нее возлагаются функция по определению, в какую конкретную сеть следует делать перенаправление для такого-то номера телефона (и для этого нужна база) и уметь «подменять» SCCP-адреса (Signalling Connection Control Part) в сигнальном трафике (что-то вроде NAT в TCP/IP).

Сетью-донором (Donor Network) называют сеть, «отдающую» свой мобильный номер вместе с уходящим абонентом. Соответственно, сеть-получатель (Recipient Network) является сетью, в которую этот номер «пришел» вместе с абонентом. Вопросы следующие: где расположить SRF, как его использовать и когда к нему обращаться? Поскольку номера могут перемещаться между сетями произвольным образом, очевидно, что все сети в рамках страны должны обеспечить реализацию SRF. Полагаться на единый центральный SRF — это значит подвергнуть риску остаться без связи всю страну. Ведь в случае нагрузки, сбоя или другого форс-мажорного обстоятельства использование единого SFR может обернуться отказом от обслуживания всех запросов на него поступающих. Но есть ли у каждого оператора свой сервер с SRF, в функции которого входит выявление сигнального трафика и перенаправление его на необходимый HLR в сети-получателе? Кто и когда будет к этому серверу обращаться?

Для примера прибегнем к использованию имен мобильных операторов. В данном контексте они используются в случайном порядке. Предположим абонент «А», обслуживаемый оператором Azercell, звонит на номер абонента «B» с префиксом 070. Этот номер изначально принадлежал Nar Mobile, но абонент «B» перешел с ним в Bakcell. В этой ситуации возможны 3 варианта:

1. Коммутатор сети Azercell, обслуживающий абонента «A», обращается к SRF, который перенаправляет запрос на HLR Bakcell. Этот HLR возвращает коммутатору Azercell информацию о том, на какой именно коммутатор сети Bakcell нужно маршрутизировать звонок. Это так называемая «прямая маршрутизация», которая принята в Евросоюзе. При этом база, в которой хранится информация об «одолженных» номерах, централизована и все операторы общаются к ней с помощью набора стандартизированных протоколов.

2. Коммутатор сети Azercell, обслуживающий абонента «А», видит, что номер «B» принадлежит Национальному Коду Направления (NDC — National Destination Code) 070 от Nar Mobile, и отправляет звонок к нему. Коммутатор Nar Mobile, обращаясь к SRF, узнает, что номер перенесен в Bakcell, и перенаправляет звонок на нужный коммутатор сети Bakcell. Этот процесс, называемый «косвенной маршрутизацией», принят и успешно работает в Великобритании. При этом Nar Mobile может иметь свою собственную базу SRF, следящую только за статусом номеров, принадлежащих этому оператору. На практике, в той же Великобритании, используется централизованная база.

3. Если по умолчанию работает «прямая маршрутизация», но коммутатор сети Azercell, из которой поступил исходящий звонок, по каким-то причинам не обратился к SRF (например, сеть находилась в процессе модернизации), то запрос уйдет в сеть-донор. Она и осуществит «косвенную маршрутизацию». При этом сеть-донор (Nar Mobile) выставит счет сети Azercell за «нарушение протокола» и дополнительную сигнальную нагрузку. Такая схема принята в США и называется «N-1 маршрутизация».

На самом деле схемы выглядят немного сложнее, в основном по причине того, что необходимо обеспечить корректную генерацию записей о звонках (CDR — Call Detail Record) и учет сумм оплаты во всех возможных случаях, включая роуминг. Так что можно предположить, что введение MNP для операторов станет немалой головной болью. Тем более, что ряд вопросов еще остается открытым:

— На какие этапы и сроки разбито внедрение MNP в Азербайджане?
— Кто будет заниматься финансированием технической реализации проекта?
— Будет ли использоваться централизованная база HLR (Home Location Register) или каждый оператор обязан будет создавать свою SRF (Signalling Relay Function)?
— Как и кем будут регламентироваться цены на кросс-коннект при MNP? Будут ли преференции отдельным участникам рынка?
— Будет ли услуга перенесения номера платной для конечного абонента, и сколько часов/дней будет занимать перенос номера к другому оператору?
— Планируется ли внедрение возможности переносимости фиксированных номеров?
— Опыт каких стран использует Азербайджан при решении технических задач проекта?
— Обязаны ли будут операторы регулировать цены, в связи с внедрением MNP?
— Как затронет интересы операторов внедрение MNP, кроме маркетинговой возможности удерживать абонента привязанного к номеру?
Владимир Зимин

<strong>Что такое HLR?

HLR — это база данных, в которой хранится информация о базовых GSM-сервисах, доступных пользователю, в чей телефон вставлена SIM-карта с определенным международным идентификатором мобильной станции (IMSI). Под базовыми GSM-сервисами понимаются передача голоса и данных, факсимильная связь, посылка и прием SMS, а также и разнообразные опции управления звонками (удержание, переадресация, конференц-связь и т.д.). Протоколы маршрутизации сети GSM позволяют по номеру абонента узнать «адрес» (Global Title) того HLR, в котором «живет» информация об абоненте.

Основной чертой HLR является скорость, которая позволяет успевать отвечать на запросы по SS7 в течение 125 мс при очень большом количестве конкурентных (одновременных) запросов. Чем больше записей в HLR, тем тяжелее ему работать в режиме реального времени. Поэтому в HLR обычно помещается до 1 млн. абонентов. Соответственно, у больших операторов в сети существует много HLR (иногда до нескольких десятков).

<strong>Как проходит обработка «перенесенных» номеров?

Технически в мире чаще всего перенаправление звонков на новую сеть и старый номер осуществляется через центральные базы данных (CDB) портированных номеров. У операторов имеются копии таких баз данных, по которым они и сверяют, в какую сеть направить звонок. В мире существует четыре способа работы со звонками для перенесенных номеров:

— метод так называемой прогрессивной переадресации (OR — Onward Routing), при котором звонок направляется к донорской сети (из которой «перешел» номер). В донорской сети существует база данных перенесенных номеров, с использованием которой звонок перенаправляется на сеть-получатель (в которую «перешел» номер);
— метод запроса с возвратом (RTP – Dropback or Release to Pivot), когда звонок направляется к донорской сети, как и в модели OR. В донорской сети с использованием база данных перенесенных номеров определяется сеть-донор, затем новый звонок направляется в эту сеть;
— метод запроса по требованию (QoR — Query on Release), при котором звонок направляется к сети-донору и в центральную базу данных. Сеть-донор устанавливает, что номер был перенесен и возвращает звонок, сообщая о причине. Тогда сеть, из которой инициируется звонок, проверяет номер в центральной базе данных и направляет звонок в сеть-получатель;
— метод запроса для всех звонков (ACQ) — сеть, из которой совершается звонок, запрашивает центральную базу по поводу каждого звонка, определяет сеть-донор и отправляет звонок в соответствующую сеть. Этот метод является наиболее капиталоемким в точки зрения реализации, однако, и наиболее эффективным в долгосрочной перспективе.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

12,055ФанатыМне нравится
1,020ЧитателиЧитать
3,086ЧитателиЧитать
710ПодписчикиПодписаться
- Реклама -
- Реклама -
- Реклама -